ДЕВУШКА С ФАРФОРОВЫМИ ГЛАЗАМИ

Хореограф-постановщик: Татьяна Баганова

Композитор: Артем Ким

Художник: Ольга Паутова

Художники по костюмам: Ольга Паутова, POMELOV

Флорист: Ирина Завадская

Продолжительность: 65 минут

16+

  • Спектакль - победитель конкурса Новый театр Благотворительного Фонда Михаила Прохорова

  • Спектакль оставлен при поддержке Фонда Прохорова и Международного фестиваля искусств Дягилев.PS

  • Премьера: ноябрь 2018 – Екатеринбург, Театр юного зрителя (большая сцена) и в рамках фестиваля Дягилев.PS на сцене театра Балтийский дом (Санкт-Петербург)

  • Премия областного конкурса Лучшая работа художника в музыкальном театре и фестиваля Браво! Диплом Ассоциации театральных критиков.

 

Глаза - мы же привыкли, что это зеркало души. Нет, мы глазами видим то, что хотим видеть. Они зеркало настолько, чтобы в реальности видеть, что нам хочется. Видеть химеру. Считать за правду механическую куклу. В случайности, подкинутой Коппелиусом, "прозреть" всю истину жизни. Видеть механическую правильность движений и считать, что это и есть счастье. И закончить жизнь, скинувшись через парапет. 
Татьяна Баганова - гениальный читатель. И гениальный балетмейстер. Желая почтить Мариуса Петипа в год его двухсотлетия, она создает спектакль по мотивам гениальной балетной комедии "Коппелия" Сен-Леона. Но она создает философскую транскрипцию текста Эрнеста Теодора Амадея Гофмана "Песочный человек". О мужском начале, о жизни глазами мужчины, о том, как этими глазами искажается счастье, и о том, как женщина печет блинчики. Как можно утренний кофе превратить в самый эсхатологический и беспросветный кошмар. О том, как танцоры современного танца могут совершенно передавать импульсы, как могут говорить о фатуме и совершенстве, о бесконечности и беспросветности, только двигаясь... О, Боже, как двигаясь! В этом танце есть идеальная стопа, пластика, недостижимая смертными. Услада не только глаз, но души зрителя.
Так, сейчас я попробую сказать по пунктам, что нужно сделать перед просмотром спектакля "Девушка с фарфоровыми глазами" театра "Провинциальные танцы":
1. Просто понять, что жить в одном городе и в одном времени с Татьяной Багановой и ее танцовщиками - счастье. Оно дано. Живите с этим.
2. Прочесть "Песочного человека" Гофмана; если читали, перечитать. Примерить к своей жизни. Понять, что: любовь заблуждение; что мы игрушка в руках великого механика и великого оптика; понять, что есть мрачный хаос, который всегда властвует над твоей жизнью и ему нужно покориться; осознать, что глаза обман; что глаза (как и любые чувства) - всё; умереть; любить.
3. Вспомнить все последние премьеры к 200-летию Петипа и забыть. Это того не стоит.
4. Этот пункт не обязателен. Послушать песенку Вертинского "Китайская акварель": "и вот мне приснилось, что сердце мое не болит, оно колокольчик фарфоровый в желтом Китае..." Вам кажется, что ваша женщина с фарфоровыми глазами? Вы просто не так смотрите на вашу женщину. Это у вас глаза фарфоровые. Бросить всё и поехать к ней.
Спектакль о любви и всё в этой жизни о любви. Ну, и о фатуме.

Алексей Глазырин

Терпкое одиночество человеческой личинки цепляет эмоции гораздо больнее милой балетной гофманианы с ее механической куклой и одиноким от ума Коппелиусом.

Лейла Гучмазова, "Российская газета"

...в XXI веке идеалистический бред героя Гофмана кажется устаревшим, и Баганова трансформирует новеллу. В ее спектакле все — и живая Клара, и марионетки-Олимпии, и пять Натаниэлей — оказываются игрушками Коппелиуса, зловещего персонажа в черном плаще и с шахтерской лампочкой во лбу. Все современные люди — объекты манипуляций, оболваненные медиа, опутанные общепринятыми стандартами и правилами: эту мысль Татьяна Баганова и ее соавторы проводят настойчиво и убедительно.

Елена Кузнецова, Газета "Коммерсант"

 

Ежели существует темная сила, которая враждебно и предательски забрасывает в нашу душу петлю, чтобы потом захватить нас и увлечь на опасную, губительную стезю, куда бы мы иначе никогда не вступили, - ежели существует такая сила, то она должна принять наш собственный образ, стать нашим «я», ибо только в этом случае уверуем мы в нее и дадим ей место в нашей душе, необходимое ей для ее таинственной работы.

Эрнст Теодор Гофман, Песочный человек

Показать больше