СВАДЕБКА (версия 2019)

Идея и постановка: Татьяна Баганова 

Хореография: Татьяна Баганова 

Музыка: «Свадебка» Игоря Стравинского в исполнении Концертного хора и оркестра имени Баха (Лондон) 

Сценография: Ярослав Францев

Свет: Максим Сергачев

Костюмы: Юрий Помелов

Продолжительность – 30 мин.  

  • Спектакль – обладатель Авторской премии Генерального совета VII Международных хореографических встреч (Франция), Национальной театральной премии «Золотая Маска» («Лучшая работа хореографа»), Первой премии XII Международного фестиваля современной хореографии в Витебске, Премии губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области литературы и искусства.

  • В 2019 была создана новая версия спектакля - с обновленной хореографией, сценографией с костюмами. Уже в этой версии спектакль побывал на фестивале "Дягилев. Постскриптум" (санкт-Петербург) и "На грани" (Екатеринбург)

 

«Свадебка» Стравинского в постановке Татьяны Багановой – спектакль, уже ставший легендой. Созданный в 1999 году, в 2000 эта работа получила свою заслуженную «Золотую маску» и уже тогда была названа «первым культовым спектаклем в новом российском танце». В основе спектакля — одноименное произведение Игоря Стравинского, которое он обозначил как «Русские хореографические сцены с пением и музыкой». Сам композитор писал: «Моей целью было изобразить ритуал русской крестьянской свадьбы посредством цитирования народных, то ест нелитературных текстов. Это было естественное чередование поэтических образов, рожденных древнеславянской обрядовостью». Спектакль построен на древнем обряде северных славянских народов, когда жених должен был собственноручно обрезать косу невесты — символ женской силы. На наших глазах разворачивается процесс знакомства, сватовства, подготовки к священному ритуалу и – кульминация! – обрезание косы, своего рода венчание молодых.

В екатеринбургской «Свадебке» все крепко сбито и интегрировано. Баганова стилизует и осуществляет трансплантацию наиболее характерных синтагм народной пляски – притопы, разухабистые коленца, хороводные проходки и руки-локотки – в остродиссонантную конструкцию современного танца. Разухабистая плясовая поэтика пронизывает весь спектакль. Хороводная вязь, сплетающая всех участников действия, временами смахивает на роспись древних амфор. Баганова пытается соединить истинность бытия, переживаемую в естественном чувстве, его уникальность – с принципом необходимости. В хореографическом смысле – соединить индивидуальный жест, материализующий спонтанно возникающую эмоцию, психическую реакцию, с объективированным, завершенным движением танца. Исполненный целомудрия, острой нежности дуэт Жениха и Невесты, выполнен в эстетике экспрессионистского танца – кантилена запутанных линий, чуть вычурные поддержки. В «хореографических картинах с пением» нет эпизодов неигровых. Вводя их, Баганова лукавит, вступает в игру с партитурой, озвучивая наиболее важные события тишиной, подчеркнутой, к примеру, плеском воды.  Труппа несомненно вышла на новый уровень творческой дисциплины и профессиональной оснащенности.

«Балет»

«Свадебка» Стравинского в постановке Татьяны Багановой произвела фурор. Хореограф виртуозно жонглирует культурными пластами – то отсылая зрителя к архаической статике Вацлава Нижинского, то включая фольклорную «память тела», то используя рваные ритмы современного рэпа – и, при обилии цитат, создает язык удивительной цельности. Легко манипулирует предметами и пространством, выстраивая сложнейшую полифонию визуальных эффектов. Мастерски «разводит» мизансцены, с помощью шести танцовщиков овладевая всей мощью музыки. Самый сильный спектакль всей фестивальной программы и явный претендент на сезонную «Золотую маску».

 «Коммерсант»

 

Сенсация вечера – «Свадебка» в постановке Татьяны Багановой, заворожившая сумеречной красотой.                  

«Московский комсомолец»

 

Смелость и свобода хореографической мысли проявились только в одном спектакле русской программы. «Свадебка» Татьяны Багановой раскрыла мрачные, трагические стороны русского обряда. Скупые и точные мизансцены, острая пластика, тонкая игра с цитатами, осторожное использование фольклора – все рассчитано, точно и лаконично. Но внешняя сдержанность только усилила глубину эмоций. В спектакле о плаче невесты нет ни надрыва, ни псевдорусской сусальности. «Свадебка» екатеринбуржцев оказалась единственным событием всего фестиваля.            

«Известия»

 

Ярко выраженное ритуальное начало, четкий национальный колорит, личное отношение к музыкальному материалу, точная, насыщенная и экспрессивная манера – все налицо в этом балете.                        

«Культура» 

Показать больше